Главной неудачей группы «Энергетический стандарт» Константина Григоришина в прошлом году следует считать срыв планов по получению оперативного управления ОАО «Турбоатом», где «Энергостандарту» принадлежит около 15% акций через компанию по управлению активами «Сварог Эссет Менеджмент». Нынешний председатель правления «Турбоатома» председатель наблюдательного совета Мегабанка Виктор Субботин конфликтует с Григоришиным с 2007 года, не желая делиться денежными потоками. Ставленник Соцпартии Субботин все это время оставался в должности, а в 2010 году заручился поддержкой первого вице-премьера Андрея Клюева, который обвинил «некоторых наших предпринимателей» в рейдерстве и не дал миноритариям ввести своих людей в руководство завода. Попытка «Сварога» опротестовать в суде предыдущие решения собрания акционеров «Турбоатома» (по результатам которых Субботин водворился в кресле предправления), пока успеха не возымела.
Так что конечная цель Константина Ивановича (получить полный контроль над «Турбоатомом») по-прежнему далека. Хотя сдвиг в вопросе дальнейшего разгосударствления столпа турбостроения произошел. В конце 2010 года Виктор Янукович отменил указ своего предшественника Виктора Ющенко, запрещающий приватизацию ряда стратегических предприятий, в частности и «Турбоатома».
Наверняка Константин Иванович мечтает и еще об одном гиганте энергомашиностроения — пока полностью государственном научно-производственном объединении (НПО) «Заря-Машпроект». В 2007 году «Энергостандарт» пролоббировал назначение своего представителя руководителем завода. Выходец из «Запорожтрансформатора» (входит в «Энергостандарт») Андрей Хоменко работает гендиректором «Заря-Машпроекта» до сих пор и наверняка не забывает об интересах родной компании.
Еще один ценнейший актив «Энергостандарта» (Сумское машиностроительное НПО им. Фрунзе) в 2010 году получил шанс улучшить положение за счет госзаказов. В конце 2010 года завод, работающий в основном на зарубежные рынки, включился в процесс модернизации газотранспортной системы и заключил контракт на поставку крупной партии шаровых кранов госпредприятию «Укртранс-газ». За счет отечественных заказов завод намерен компенсировать прошлогоднее падение доходов.
Пожалуй, наиболее интенсивно среди активов «Энергостандарта» развивается судоходная компания «Укрречфлот». В середине 2010 года Григоришин завил, что «Энергостандарт» намерен построить на Днепре в Запорожской области несколько крупных контейнерных терминалов, куда могли бы заходить суда из Средиземноморья. Первую контейнерную линию Ильичевск — Запорожье — Днепропетровск обещали запустить уже в 2011 году. (Об изменениях в структуре электроэнергетического бизнеса группы «Энергостандарт» читайте в обзоре «Григорий и Игорь Суркисы». — Ред.).
Что же касается диверсификации политических рисков, то Григоришин, как и раньше, имеет возможность оперировать ресурсом фракции КПУ в парламенте, и не более того. Наибольшей выгодой от этого сотрудничества при новой власти является заполнение квот нужными людьми. В частности, Александр Рябченко занял должность председателя Фонда госимущества по квоте Компартии, а лоббировал его назначение Григоришин. Вероятно, сегодня это самый ценный кадровый ресурс Константина Ивановича в исполнительной власти, с учетом его интереса к названным выше госпредприятиям. Не исключено, что будет предпринята новая попытка запустить схему по «отпилу» собственности у государства. По типу проваленной схемы создания концерна «Атомэнергопром», которую Григоришин пытался реализовать при поддержке Андрея Деркача и по которой он получал контроль над «Турбоатомом». Хозяин «Энергостандарта» пока не готов предлагать Украине деньги вместо схем.