Сегодня состоялась торжественная церемония запуска технологического цикла строительства Нового безопасного конфайнмента, который к 2015 году должен быть надвинут на четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. «Комментарии» поговорили о данном проекте с начальником объекта «Укрытие» в 1995-2002 годах, Валентином Купным.
- Сегодня очередная годовщина Чернобыльской аварии. Ровно год назад мы имели возможность наблюдать, как Украина собирала деньги на конфайнмент. Сегодня запустили технологический цикл строительства арки. Как, по-вашему, можно ли сейчас утверждать о том, что в стране серьезно задумались над вопросами Чернобыля – я говорю как о конфайнменте, так и о планах строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива в Зоне. Вы видите какие-то изменения в отношении власти к этим вопросам?
- Никаких изменений нет, есть пиар. Еще не закончен проект – есть его отдельные части. И когда тот же Президент говорит о вводе в эксплуатацию в 2015 году, то на каких основания? Ведь даже проекта нет. Когда говорят о стоимости в полтора миллиарда евро – опять-таки, на каких основаниях? Это все оценки, причем не специалистов, а людей находящихся где-то рядом.
- Вы сказали о том, что проект не готов – в чем заключается проблема?
- Он просто не готов, его не утвердила Госинспекция ядерного регулирования. Были представлены отдельные части проекта. Глава инспекции согласилась принимать части проекта и разрешать реализацию его части, не имея целого завершенного проекта. Здесь вообще в Чернобыле – все впервые. Такая авария произошла впервые, впервые выбрали такую арку. Никто таких арок нигде не надвигал. Десятки тысяч тонн, 200 метров пролет – это технически сверхсложная операция. Какой президент ее надвигать будет – не знаю. Впервые начато сооружение Локализующей оболочки или «арки» без полного проекта.
- Как ведутся проектные работы по Централизованному хранилищу отработавшего ядерного топлива на территории Зоны отчуждения?
- Закон приняли («Об обращении с отработавшим ядерным топливом по размещению, проектированию и строительству ЦХОЯТ реакторов типа ВВЭР отечественных атомных электростанций» – Ред.), но денег на продолжение проектных работ на этот год не выделили. Финансирование этих работ должно быть прописано в тарифе НАЭКа (ГП «НАЭК «Энергоатом» – Ред.). Однако где-то месяц тому назад была корректировка тарифа, и оттуда убрали деньги на Централизованный ХОЯТ.